Тест-драйв   |   История   |   Тюнинг   |   Премьера   |   АвтоБизнес   |   Краш-тест   |   Автозвук   |   Автоспорт   |   Событие   |   Тест-дуэль   |   Разное   |   Все обзоры
ГДЕ ПОКУПАТЬ:
Audi
BMW
Mercedes
Nissan
Opel
Volkswagen
Toyota
Honda
Ford
Mitsubishi
rer
e
dfdf
max1
max1
ПОИСК АВТОМОБИЛЯ
Марка:
Модель:
Год выпуска:
От До
Цена:
От До
ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
март апрель 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
СТАТИСТИКА CAROX
Автосалоны:84
Автосервисы: 61
Автозапчасти: 23
Автотюниг: 15
Автомойки: 13
Купля/Продажа
Объявлений: 477
За сегодня: 0
За неделю: 0
Форум
Сообщений: 18113
За сегодня: 0
За неделю: 0
РЕКЛАМА
Автообзоры / Автозвук

Низкие истины


Сабвуферы бывают двух видов: пассивные и активные. Пассивный сабвуфер – это просто одна или несколько помещенных в корпус низкочастотных головок, которые подключаются к внешнему усилителю. Наиболее удачный способ подключения пассивного сабвуфера – с помощью электронного разделительного фильтра и отдельного усилителя мощности.

Основное отличие продвинутой музыкальной системы от "обычной", которое способен воспринять на слух абсолютно любой слушатель, заключается вовсе не в количестве вложенных денег или "крутизне" лейбла на лицевой панели проигрывателя. Даже весьма бюджетную автомобильную аудиосистему можно принять за высококачественную инсталляцию, если для воспроизведения низких и сверхнизких частот она снабжена отдельным басовым громкоговорителем – сабвуфером.
Сабвуфер – это низкочастотный динамик, воспроизводящий самые низкие басы, не входящие в частотный диапазон работающих совместно с ним широкополосных акустических систем. Термин "сабвуфер" весьма ошибочно используется многими для описания любой системы с низкочастотной головкой, выполненной в отдельном корпусе. В действительности "сабвуфер" означает "ниже низкочастотной головки" и должен употребляться только в отношении тех изделий, которые способны передавать басы частотой до 20 Гц и ниже. Низкочастотную головку, помещенную в корпус, обеспечивающий воспроизведение частот до 40 Гц, правильнее назвать просто низкочастотным динамиком.
Автомобильные сабвуферы совсем не те, что используются, скажем, в домашнем кинотеатре, не говоря уже про кинотеатры обычные. Тамошние "сабы" не более чем "подбасовики", то есть воспроизводят эффекты, с которыми не справляются басовые динамики, ориентированные на музыку. Специфика сабвуферов для автомобильного "концертного зала" заключается, в первую очередь, в передаче качественного звука низкой частоты, а традиционный для домашнего звука "подбасовый" диапазон получается сам собой: акустические особенности автомобильного салона расширяют возможности обычного, в сущности, басовика до таких пределов, которые и не снились большинству домашних сабвуферов.

Обзор сабвуферов / 1Обзор сабвуферов / 2Обзор сабвуферов / 3

Сабвуферы бывают двух видов: пассивные и активные. Пассивный сабвуфер – это просто одна или несколько помещенных в корпус низкочастотных головок, которые подключаются к внешнему усилителю. Наиболее удачный способ подключения пассивного сабвуфера – с помощью электронного разделительного фильтра и отдельного усилителя мощности. Такой метод отделяет басы от сигнала, подаваемого на основные громкоговорители, в том месте тракта, где сигнал имеет линейный уровень (несколько сот милливольт). Фильтрация такого сигнала вносит гораздо меньше нелинейных искажений, чем фильтрация выходного сигнала усилителя мощности. Более того, добавление отдельного усилителя мощности для сабвуфера существенно увеличивает динамический диапазон системы и освобождает усилитель основного громкоговорителя от дополнительной нагрузки. Активный сабвуфер объединяет в одном корпусе сабвуфер с разделительным фильтром и усилитель мощности, устраняя необходимость в отдельных корпусах и усилителях. Он имеет линейные входы (для подключения к предварительному усилителю), линейные выходы (сигнал с которых подается на усилитель мощности) и регулятор уровня сигнала сабвуфера. Выходной сигнал линейного уровня, подаваемый на основные громкоговорители, фильтруется, чтобы ослабить в нем энергию составляющих низких частот. Обычно непосредственно на динамике регулируется и частота разделения, чтобы можно было выбрать значение, обеспечивающее наилучшее согласование с основными громкоговорителями.
О конструкции сабвуферных головок можно сказать то же, что и о конструкции обычных акустических систем. Материал диффузора имеет большое значение для любых динамиков, и для сабвуферов также. Здесь лидирует полипропилен, но и целлюлоза не сдает своих позиций без боя. Нередко попадаются и более экзотические материалы – кевлар и слоистые полимерные конструкции. Особую специфику имеют конструкции диффузоров, которым во многих случаях придают исключительную жесткость, для чего центральный колпачок делают гораздо больше, чем диаметр звуковой катушки. Подвес диффузора либо резиновый, либо из пенополиуретана. Последний способен обеспечить больший ход диффузора, зато он менее устойчив к окислению, особенно под действием солнечных лучей. Впрочем, проблема его устойчивости давно уже считается решенной. Традиционным элементом конструкции был и остается мягкий уплотнитель на передней поверхности диффузородержателя, хотя используется он далеко не всегда.

Обзор сабвуферов / 4Обзор сабвуферов / 5Обзор сабвуферов / 6Обзор сабвуферов / 7

Инсталляция баса в машину – процесс не самый простой. Устанавливаются сабвуферы по двум технологиям. Первая заключается в размещении низкочастотного динамика в "первозданном" виде в задней полке или багажнике машины (free air). Однако большинство инсталляторов утверждают, что для качественного звучания низкочастотного динамика ему необходим специальный корпус, основная задача которого – изоляция фронтальной звуковой волны, возникающей при движении мембраны сабвуфера вперед, от обратной (задней) волны, рождающейся при движении мембраны в обратную сторону. Без корпуса эти две волны, встречаясь, будут гасить друг друга, и бас получится слабым и неглубоким. Корпус должен быть достаточно крепким и виброустойчивым, иначе его вибрация, вызванная обратной волной динамика, будет генерировать частоты, которые придадут нежелательную окраску звуковой картине.
Основное количество споров вокруг сабвуферов относится к размерам диффузоров. Мало кто не согласен с тем, что с точки зрения басовых возможностей в автомобиле и восьми дюймов более чем достаточно – салон помогает. Но вот с точки зрения звукового давления – чем больше дюймов, тем лучше. Тут действует железное правило: чем больше диффузор, тем выше неискаженная звуковая мощность. Резервы по мощности у 10- и 12-дюймовых головок, как правило, не сильно отличаются, а то и совпадают. Причем считается, что "десятка" относится к любительской технике, в то время как двенадцатидюймовый сабвуфер уже выдает серьезность намерений владельца аудиосистемы. Один правильно установленный и снабженный адекватным усилением 12-дюймовый динамик обеспечивает уровень басов, сполна удовлетворяющий потребности 90% мобильной аудитории. Оставшиеся 10% – потенциальные потребители 15-дюймовок. Здесь мнения установщиков, специалистов и просто лиц, владеющих вопросом, начинают серьезно расходиться. Некоторые полагают, что 15 и тем паче 18 дюймов в машине – это явный перебор. Другие считают, что 15-дюймовые сабы отличает повышенная отдача, позволяющая достичь более высокого звукового давления, а 18-дюймовые головки не что иное, как эксклюзивный товар, предназначенный для тех, у кого на уме нечто большее, нежели "просто" высококачественное звуковоспроизведение в автомобиле. Скажем, выступление на SPL-конкурсе. Или систематическое произведение неизгладимого впечатления на приглашенных в машину слушателей.
Громкость всех видов и типов сабвуферов во многом зависит от положения компонента во внутреннем пространстве автомобиля. У седана динамик должен быть направлен прямо на заднее сиденье, причем рекомендуется оставлять небольшой зазор величиной до 8 см между сабвуфером и спинкой заднего сиденья. Во многих автомобилях на спинке заднего сиденья есть подлокотник. Идеально было бы направить сабвуфер динамиком в эту часть сиденья, так как при этом достигается максимальное проникновение в салон звука без видимого урезания частотного спектра (эффекта "приглушения и гулкости", свойственного большим корпусным сабвуферам). У автомобилей с кузовом типа хэтчбэк максимальные результаты по звуковому давлению достигаются при направлении динамика сабвуфера и порта фазоинвертора в сторону багажника или вверх. В результате достигается необходимое отражение звука, при котором он проходит не через заднюю спинку сиденья, а через верхнюю полку. В универсале сабвуфер направляется динамиком и фазоинвертором назад.
Что говорить, равенство в мире сабвуферов не декларировалось никем и никогда – они все разные по рождению. И цвет "кожи" у них разный, и ростом они различаются – начиная с восьмидюймовых "подростков" и заканчивая 18-дюймовыми "великанами". Да и силенок у кого-то поменьше, а у кого-то побольше, иной раз и вопреки своему росту. И при любом росте среди них попадаются толстые и тонкие, то есть те, что потяжелее, и те, что полегче. Выбор сабвуфера напрямую зависит от того, чем вы хотите пожертвовать, – деньгами, временем или внутренним пространством вашего автомобиля. Но самый простой путь – обратиться к профессиональным установщикам автомобильной аудиоаппаратуры, которые не только сделают на заказ индивидуальный сабвуфер, но и наиболее грамотно интегрируют его в музыкальную систему. Все зависит от суммы, которую вы готовы потратить на то, чтобы музыка, звучащая в вашем автомобиле, была поводом для постоянного удовольствия и периодической гордости.

Материал подготовлен при содействии фирмы "АвтоАудиоМастер"

Автор: Дмитрий Васильев
АвторынокАвтофирмыКаталог авто сайтовАвто новостиАвтообзорыАвтообоиАвто каталог
Copyright © 2006-2014 Carox.ru
Все права защищены
О проекте | Реклама | Контакты | Конфиц. соглашение